• 17.08.2018 Конференция Алтайской краевой организации Российского профсоюза работников промышленности
Важные ссылки:
Конкурсы:

Новости Крайсовпрофа - крупным планом

Главная » Важные темы » ВЫСТУПЛЕНИЕ ИВАНА ПАНОВА НА ВСТРЕЧЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ КРАЕВОГО ПРОФОБЪЕДИНЕНИЯ С ВРИО ГУБЕРНАТОРА АЛТАЙСКОГО КРАЯ В.П. ТОМЕНКО

ВЫСТУПЛЕНИЕ ИВАНА ПАНОВА НА ВСТРЕЧЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ КРАЕВОГО ПРОФОБЪЕДИНЕНИЯ С ВРИО ГУБЕРНАТОРА АЛТАЙСКОГО КРАЯ В.П. ТОМЕНКО

DSC_7387.JPG

Уважаемый Виктор Петрович,
уважаемые социальные партнеры, коллеги!

Несколько слов об Алтайском краевом союзе организаций профсоюзов. Сегодня в состав крайсовпрофа входят 20 краевых организаций профсоюзов с общей численностью более 150 тысяч человек. На территории края действует более 2300 первичных профсоюзных организаций. В городах и районах Алтайского края функционирует 51 координационный совет организаций профсоюзов – представительств Алтайского крайсовпрофа в муниципальных образованиях. На постоянном контроле профсоюзов стоят вопросы выплаты заработной платы: правильность и своевременность выплат, вопросы охраны труда, правовой защиты членов профсоюза, санаторно-курортного лечения рабочих и отдыха детей.

В 2017 году отмечается 25¬летний юбилей системы социального партнерства в Алтайском крае.

За прошедшие годы в регионе сформирован действенный механизм, позволяющий сторонам договариваться по всем без исключения направлениям регулирования социально - ¬трудовых отношений. Созданы необходимая законодательная база и инфраструктура социального партнерства: трехсторонние комиссии по регулированию социально¬трудовых отношений, рабочие группы, заключаются и реализуются соглашения и коллективные договоры.

Социальное партнерство в Алтайском крае берет начало с 1992 года, когда на федеральном уровне появилась необходимая правовая база (11 марта 1992 года принят закон «О коллективных договорах и соглашениях»).

Тогда же Федерация Независимых Профсоюзов России в своих официальных документах первая отметила, что социальное партнерство является главным методом взаимодействия профсоюзов с органами государственной власти и объединениями работодателей и только через систему социального партнерства, в рамках переговоров и взаимных консультаций необходимо достигать баланса интересов сторон.

С 1992 года и по настоящее время на территории Алтайского края Стороны социального партнерства развивали и совершенствовали свои взаимоотношения.

Некоторые вехи развития социального партнерства в Алтайском крае:

1992 год. На уровне края заключаются первые трехсторонние соглашения - как механизм регулирования социально-трудовых отношений.

(В 1994 году заключено первое Соглашение о сотрудничестве между крайсовпрофом, администрацией г. Барнаула и работодателями).

1997 год. С участием крайсовпрофа разработан и принят краевой закон «О социальном партнерстве в Алтайском крае».

Алгоритм совместных действий органов исполнительной власти края, органов местного самоуправления, работодателей и профсоюзов закреплен в Стратегии развития сферы труда и занятости населения Алтайского края на период до 2025 года.

Особо значимым событиями в сфере социального партнёрства прошедшего года были:

- 25-летие системе социального партнёрства Алтайского края;

- заседание круглого стола Комитета Государственной Думы России по труду, социальной политике и делам ветеранов с темой «Развитие социального партнерства в сфере трудовых отношений на примере Алтайского края. Теория и практика». Участие в круглом столе приняло от профсоюзов - 25 человек. От профсоюзов мы выступили с информацией "О практике решения социально-трудовых вопросов в Алтайском крае с участием профсоюзов" с предложениями профсоюзов к федеральным органам власти;

- принято Постановление Правительства Алтайского края от 19.06.2017 N 218 "О мерах по повышению эффективности социального партнерства в Алтайском крае". Постановление было принято по предложению крайсовпрофа и с учётом его мнения.

- принято новое Региональное трёхстороннее соглашение на 2018-2020 годы.

- впервые приняты отраслевые соглашения на 2017 -2019 годы: по дорожному хозяйству, ГУ МЧС России по Алтайскому краю, ЖКХ.

По отчётным данным, в 2017 году в системе коллективных договоров и соглашений, заключённых Алтайским краевым союзом организаций профсоюзов действовали:

- 2 региональных соглашений (Региональное соглашение о размере минимальной заработной платы в Алтайском крае на 2016-2018 годы и Региональное Соглашении между Алтайским краевым союзом организаций профсоюзов, краевыми объединениями работодателей и Правительством Алтайского края на 2014-2016 годы (с дополнениями);

- 24 отраслевых соглашений, заключённых на региональном уровне;

- 69 территориальных трехсторонних Соглашений (в городских округах и муниципальных районах);

- 58 отраслевых соглашений, заключённых на территориальном уровне;

-11 иных соглашений, заключённых по отдельным направлениям социально-трудовых отношений;

- 2266 коллективных договоров (всего в крае заключено более 6100 коллективных договоров).

Охват организаций (там, где есть первичные профсоюзные организации) коллективными договорами, в целом по краю, составил 97,9% .

Развитию социального партнерства в территориях края способствовали координационные советы организаций профсоюзов муниципальных образований. В течение года их количество увеличилось с 46 до 50.

Мнение крайсовпрофа учитывалось при принятии всех нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые вопросы.

Согласовывались с крайсовпрофом проекты законов Алтайского края. Например, "О краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений" и "О социальном партнерстве в Алтайском крае". В целях повышения эффективности социального партнёрства на муниципальном уровне принято дополнение в закон «О социальном партнёрстве в Алтайском крае» о предоставлении возможности крайсовпрофу заключать территориальные соглашения в случае отсутствия координационного совета организаций профсоюзов.

Анализ результатов коллективно-договорной кампании 2017 года показал положительные тенденции:

- увеличилось количество региональных отраслевых соглашений с 22 в 2016 году до 24 в 2017 году;

- повысился охват организаций (где есть первичные профсоюзные организации) коллективными договорами с 96,8% до 97,9%;

- произошло снижение количества организаций, не заключивших коллективный договор с 81 до 48;

- отмечен рост количества коллективных договоров, в которых установлена величина заработной платы не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения с 21 до 28% от общего количества заключённых колдоговоров.

Вместе с тем, есть ещё недоработки в коллективно-договорном процессе:

- в ряде муниципальных образований края не регулярно проводятся заседания территориальных трёхсторонних комиссий и иных органов социального партнёрства;

- перечень обсуждаемых вопросов на заседаниях ограничен, в частности не уделяется достаточного внимания формированию и расходам муниципальных бюджетов, вопросам индексации заработной платы работников организаций всех форм собственности и др;

- решения, принятые на заседаниях органов социального партнёрства, не всегда выполняются сторонами социального партнёрства;

- не во всех муниципальных образованиях сформированы полномочные представители сторон социального партнёрства, в том числе и координационные советы организаций профсоюзов;

- по-прежнему остаются организации, имеющие первичные профсоюзные организации, но не заключающие коллективный договор; имеет место практика пролонгации коллективных договоров без учета меняющейся экономической ситуации;

- в некоторых коллективных договорах сохраняются обязательства, которые дублируют действующие нормы права;

- социальные гарантии, льготы и компенсации, предоставляемые коллективным договором, не всегда конкретизируются, а лишь делается ссылка «с учетом финансово-экономических возможностей работодателя»;

- не увеличивается число коллективных договоров, в которых устанавливается порядок индексации заработной платы работникам и др.

Для решения проблемных вопросов, в основном, на муниципальном и локальном уровнях социального партнёрства, в том числе в сфере малого и среднего бизнеса.

Предлагаем – продолжить развитие и повышение эффективности социального партнёрства и, в этих целях, направить в адрес глав муниципальных образований и предпринимательских сообществ, находящихся вне социального партнёрства, совместные с социальными партнёрами регионального уровня письма с соответствующими рекомендациями.

Предлагаем, под руководством Правительства края, сторонам социального партнёрства выработать стройную систему пропаганды идеологии социального партнёрства в Алтайском крае, в том числе через систематические рубрики и передачи в региональных, муниципальных и ведомственных СМИ.

Предлагаем в программы подготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих, а также кадров для сферы малого и среднего предпринимательства, включать тематику «социального партнёрства».

Несмотря на сложность вопросов, которые мы решаем совместно с властью, работодателями, профсоюзы всегда настроены на диалог, только путем конструктивных переговоров можно добиться решения на первый взгляд достаточно острых вопросов. Вместе с тем, мы ждем от органов власти и работодателей большей открытости. Не один год профсоюзы ставят на рассмотрения краевой трехсторонней комиссии вопрос "Об основных социально-трудовых аспектах прогноза социально-экономического развития и проекта бюджета Алтайского края".

Сторона Правительства докладывает лишь первую половину вопроса о прогнозе социально-экономического развития края и ни разу - о проекте бюджета, на заседании даже не присутствуют представители финансового блока Правительства. Профсоюзы не имеют возможности задать интересующие вопросы о фонде оплаты труда (ФОТ), его индексации, о средствах на МРОТ и многие другие.

Главным завоеванием профсоюзов в 2017 году стало повышение МРОТ. На протяжении многих лет профсоюзы добивались всеми возможными путями от переговоров до коллективных акций решения этого вопроса. И 1 мая 2018 года МРОТ стал равен прожиточному минимуму.

Однако, повышение МРОТ не привело к росту реальных заработных плат. В первую очередь это связано с тем, что ФОТ остались на прежнем уровне или выросли совсем незначительно. И это привело к очередной волне оптимизации кадров, и дискриминации в системе отплаты труда – когда учитель получает зарплату на уровне уборщицы. 

Еще одна проблема – интенсивность труда. Сегодня много говориться о нормировании труда. Если мы посмотрим на бюджетную сферу, то сегодня мы с трудом сможем отыскать учителя, врача, работника культуры работающего на одну ставку. Средняя зарплата за 6 месяцев текущего года в школах г. Барнаула 27200 р., а средняя нагрузка 1,6 ставки., в пересчете на 1 ставку около 17000 р.

DSC_7478.JPG

Профсоюзы полностью поддерживают вас в вопросе уровня заработных плат в Алтайском крае. Наши работники заслуживают большего.

Нужно сказать, что вопросы несправедливой оплаты труда всегда остро воспринимаются коллективами и профсоюзные организации выступают своего рода буфером между работниками и работодателями, снижая напряженность, снимают те или иные вопросы с повестки дня. Сегодня везде где есть профсоюзные организации вопросы оплаты труда, охраны труда решаются в рамках социального партнерства, без коллективных действий.

На предстоящий период работы профсоюзов за рост доходов работников продолжится. Наши ближайшие задачи:

- добиться от Правительства и муниципальных органов власти Алтайского края изыскания дополнительных средств на выполнение закона о МРОТ и решения Конституционного суда о начислении районного коэффициента на МРОТ;

- добиться от каждого работодателя ежегодной индексации заработной платы на рост потребительских цен;

- работать с депутатами Государственной Думы, Президентом и Правительством РФ по принятию правового акта, устанавливающего для бюджетных отраслей базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по всем профессионально-квалификационным группам должностей с соответствующей дифференциацией, предусмотрев установление минимальных окладов и минимальных ставок заработной платы на уровне не ниже МРОТ.

- необходимо полностью ликвидировать и не допускать впредь долги по заработной плате.

На перспективу Профсоюзы пойдут еще дальше: они предлагают оставить прожиточный минимум лишь ориентиром для пенсий, различного рода пособий, потому что - это не планка бедности, это планка нищеты. Работающий человек не должен ориентироваться в оплате труда на прожиточный минимум. Профсоюзы уверены, что для перспективной социально-экономической политики нужен иной ориентир: величина минимального потребительского бюджета. Если его оценить в стоимостном выражении, то он больше прожиточного минимума в 2 - 2,5 раза.

Проводя переговоры с Правительством Алтайского края по разработке и заключению регионального соглашения на 2018-2020 годы, по предложению профсоюзной стороны, протокольно было записано в обязательства Правительства – изучить вопрос и провести расчёты минимального потребительского бюджета в Алтайском крае.

Главный вопрос повестки дня сегодня – это пенсионная реформа. ФНПР, Алтайский крайсовпроф категорически не согласны с предложенным Правительством РФ законопроектом. Мы считаем реформу несвоевременной и принятие ее слишком форсируется и принимается в спешке. Нужно решать демографические проблемы, работать над повышением благосостояния населения, создавать новые рабочие места, решение проблемы с неформальной занятостью и теневой заработной платой. Мы опасаемся, что реформа приведет к росту безработицы.

Алтайский крайсовпроф принял обращение в адрес Президента, Правительства и Федерального собрания, где обозначил свою позицию. Сегодня осуществляется сбор подписей под данным обращением жителей Алтайского края.

Уважаемый Виктор Петрович! Алтайский крайсовпроф выступает за развитие системы социального партнерства, мы готовы включиться в активную работу по развитию Алтайского края. Мы надеемся на конструктивный диалог и сотрудничества в будущем.


PS: Подробнее о состоявшейся встрече.





Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

 

ЗАБОТА ВЛАСТИ, РАБОТОДАТЕЛЕЙ И ПРОФСОЮЗОВ


Информационные партнеры

prof_zhurnal_banner.gif
Профсоюз ТВ

fb_icon_325x325.png значок VK_325.pnginst.jpg

logo_sjAK.png