Важные ссылки:
Конкурсы:

Новости

Главная » Новости

НУЖНО ДЕЙСТВОВАТЬ, А НЕ «ИЗЫСКИВАТЬ ВОЗМОЖНОСТИ»

14.10.2019

DSC_0003.JPG

Заседание краевой рабочей группы по снижению неформальной занятости и вопросам выплаты заработной платы в составе краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально­трудовых отношений прошло 4 октября в здании Правительства Алтайского края, провела его начальник управления Алтайского края по труду и занятости населения  Надежда Капура.

От Алтайского краевого союза организаций профсоюзов в заседании участвовали заместитель председателя АКСОП Марина Кондратюк, председатель Алтайской краевой организации Российского профсоюза работников культуры Лариса Зорина, председатель Алтайской краевой организации Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения Людмила Нелидина и председатель Алтайской краевой организации профсоюза работников агропромышленного комплекса РФ Алексей Редкозубов. Рассматривались вопросы о ситуации с оплатой труда в Алтайском крае, о том, какие меры принимаются по устранению нарушений трудового законодательства и по взысканию задолженности по заработной плате, о результатах работы по снижению неформальной занятости, о сохранении и развитии занятости граждан предпенсионного возраста в рамках реализации регионального проекта «Старшее поколение». Было отмечено, что территории муниципальных образований очень дифференцированно «проседают» по наличию квалифицированных трудовых кадров, хотя привлечение высококвалифицированных специалистов в ряд предприятий и отраслей набирает темпы. «Ситуация во многом продиктована и той демографической ямой, в которую мы входим, и, к сожалению, оттоком рабочей молодой силы с территории Алтайского края, – подчеркнула Надежда Капура. – Но в связи с повышением пенсионного возраста, в связи с тем, что мы сегодня обязаны реализовать национальный проект на новой технологической основе, требуется не только сохранить на рабочих местах людей предпенсионного возраста, но и развить у них новые компетенции и навыки».

Заседание шло в формате видеоконференции, так что поприсутствовать на нем и задать свои вопросы членам краевой рабочей группы могли представители всех городов и районов края. Впрочем, вопросов у них не было – вопросы были к ним. Ведь Поручение Президента РФ по сохранению достигнутых показателей по зарплате в бюджетной сфере выполняется не во всех территориях края. Низки темпы роста заработной платы в Алтайском, Красногорском, Волчихинском и Курьинском районах, представители данных районов отчитались на заседании по видеосвязи, почему так происходит. Главы муниципальных образований должны были кратко описать состояние дел и рассказать о принимаемых мерах по темпам роста заработной платы и по погашению ее задолженности, о работе в районах по снижению неформальной занятости, а также о взаимодействии с работодателями на территориях по всем этим вопросам. Главы ряда муниципалитетов отмечали, что заработная плата «хромает» на предприятиях отрасли жизнеобеспечения. Ссылались на то, что главное для таких предприятий – подготовиться к отопительному сезону, а оплата труда уже на втором месте, «тем более что есть проблема с расчетами потребителей услуг перед предприятиями жизнеобеспечения, и повышать заработную плату мы сегодня не можем при таких долгах». Такие ответы не удовлетворили ни Надежду Капуру, ни представителей профсоюзов. «Если в целом по муниципальному образованию не достигаются ни запланированный уровень средней заработной платы, ни темпы ее роста, значит, надо смотреть, какие именно отрасли «тянут вниз» по данным показателям муниципальное образование, а затем работать с работодателями, представляющими данные отрасли. Если за год предприятие допускает по зарплатным показателям снижение, но при этом объемы производства и сбыта выпускаемой продукции или оказываемых услуг там растут, это всего лишь значит, что не работает ваша муниципальная комиссия», – вот что было высказано в адрес «отстающих» муниципалитетов представителями региональных органов власти.

По этой проблеме эмоционально высказалась Людмила Нелидина: «Как вообще может муниципалитет применять такие слова, как «будем изыскивать возможности», в отношении предприятий жизнеобеспечения? Отрасль эта – полностью регулируемая. И то, что установлено тарифом, но по какой­то причине не исполняется, – вот за чем должна следить муниципальная власть. Что в тарифе у вас? Какой уровень оплаты труда установлен в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями (федеральным и краевым по ЖКХ)? О каком росте зарплаты в ЖКХ вы говорите? Слово «рост» в отношении предприятий ЖКХ вообще не должно употребляться. Здесь заработная плата не расти должна на какие­то там проценты, а должна быть законно установлена база тарифной ставки первого разряда, и ее должны не только соблюдать директора предприятий, но и вы должны контролировать, а не просто статистикой пользоваться. Вы должны нырнуть в коллективный договор предприятия жизнеобеспечения и сравнить его с отраслевым тарифным соглашением. И сказать  работодателю: «Мы закрываем глаза на то, что вы не входите в объединения работодателей, что у вас нет профсоюзной организации, но в принципе отраслевое тарифное соглашение на вас в любом случае распространяется». И затем строго спросить, почему оно не исполняется».

Председатель краевой организации профсоюза жизнеобеспечения также посетовала на то, что когда у органов по труду забрали полномочия регистрации коллективных договоров предприятий, это привело к тому, что органы по труду теперь пользуются только статистикой по этой тематике, а органы занятости, которым вышеупомянутые полномочия переданы, занимаются лишь формальной регистрацией коллективных договоров, не вникая в их суть и не влияя на их содержание. Хотя в колдоговоры надо хорошенько вникать и их анализировать, прежде чем регистрировать. «Если бы наше министерство и наш профсоюз не мониторили ситуацию по заработной плате в отрасли, никто бы и не знал, какая реально зарплата на предприятиях ЖКХ в муниципалитетах. А пока эти предприятия статистикой приравнены к предприятиям большой энергетики, и вся зарплата в отрасли считается совокупно и делится пропорционально, как «средняя температура по больнице». Но ведь такую зарплату, как на ТЭЦ, муниципальные коммунальщики никогда не нагонят, поэтому нам надо уходить от обобщающей статистики, и эти вопросы наш профсоюз намерен поднимать и далее. Главными причинами отсутствия у работников предприятий жизнеобеспечения законодательно установленной заработной платы является отсутствие элементарных знаний у экономических служб предприятий ЖКХ и муниципалитетов о том, как должна устанавливаться заработная плата в ЖКХ. Там, где у нас есть первичные профсоюзные организации, мы этот процесс восстанавливаем. Но, к сожалению, нашему небольшому аппарату крайкома профсоюза сложно успевать вести эту работу при постоянных банкротстве, ликвидации и преобразованиях предприятий отрасли. Поэтому нам нужно действовать в этом вопросе сообща: профсоюзам, органам исполнительной власти и надзорным органам», – так завершила свой комментарий Людмила Нелидина.

«Органы муниципальной власти держат на контроле в основном лишь уровень заработной платы работников культуры и дополнительного образования, потому что именно эти учреждения остались в подчинении муниципалитетов. На взгляд профсоюза, причина проблемы в том, что фонды оплаты труда на год во многих муниципальных образованиях формируются с большим дефицитом, – уверена Лариса Зорина. – Изначально понятно, что в таких муниципальных образованиях показатель не может быть выполнен, вся надежда на дополнительные средства из края. Есть лишь единицы муниципалитетов, где заранее предусматривают средства на оплату труда с учётом достигнутого в предыдущем году показателя или же ежемесячно выделяют средства для учреждений культуры дополнительно. Остальные что­то как­то «наскребают» за счёт экономии, внебюджетных источников или, опять же, пресловутой оптимизации. Нужно менять подход, уходить от ручного управления этими процессами. Всё ведь просто: есть государственное или муниципальное задание, есть нормативы, по ним рассчитывается штат, есть показатель по зарплате, есть понимание по расходам на содержание и нормальное функционирование учреждений. По этим параметрам и надо заложить ФОТ и субсидии. Но тогда это другие деньги, нежели сейчас, которых нет, как нас уверяют представители власти. То есть постоянно планируется сделать то, на что недостаточно средств».

Вопрос о снижении неформальной занятости постоянно находится на контроле у органов власти края и органов местного самоуправления. Но, к сожалению, как отметила Надежда Капура, в еще очень большом сегменте экономики края есть неформальная занятость, совместными усилиями предпринимаются попытки сократить ее масштабы. В результате межведомственного взаимодействия удалось легализовать за последние несколько лет порядка 129 тысяч трудовых отношений. «Цифра достаточно внушительная. Но мы сегодня видим, что уход в теневую занятость в ряде отраслей экономики продолжается. Проводимая работа должна способствовать стабильности экономики в целом, влиять на уровень социальной защищенности граждан, а также способствовать увеличению отчислений в государственные внебюджетные фонды и в бюджет», – подчеркнула начальник управления Алтайского края по труду и занятости населения.

Муниципальные власти должны вести работу по легализации трудовых отношений, по обеспечению темпов роста заработной платы и ликвидации ее задолженности на постоянной системной основе, чтобы обеспечить стопроцентное выполнение показателей, – было подчеркнуто на заседании. А те 25 территорий края, которые не справляются с целевыми показателями, будут приглашены на отдельное селекторное совещание.

 

Татьяна ВОЛОБУЕВА

 




Вернуться к ленте новостей


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

 

ЗАБОТА ВЛАСТИ, РАБОТОДАТЕЛЕЙ И ПРОФСОЮЗОВ


Информационные партнеры

prof_zhurnal_banner.gif
Профсоюз ТВ

fb_icon_325x325.png значок VK_325.pngyoutube_smbl_40.jpginst.jpg

logo_sjAK.png